Подать объявление

Официальный блог vdv40.ru

Плохой хороший «Запорожец»

55 лет назад начался серийный выпуск популярного автомобиля.

Эту марку автомобиля с теплыми чувствами вспоминают многие автомобилисты. Среди них — Владимир Путин. В 1972 году мама будущего президента, Мария Ивановна, купила лотерейный билет. И он оказался выигрышным!

409b8cee220282bd0c43ceee0d3d51ce.jpg


Цвета «белой ночи»

В семье Путиных долго размышляли — то ли взять «Запорожец», то ли получить выигрыш деньгами. В то время это была очень приличная сумма — три тысячи рублей. В конце концов, остановились на первом варианте, и 19-летний Владимир Путин, студент юридического факультета Ленинградского университета, стал обладателем «Запорожца» цвета «белой ночи»…

Спустя почти тридцать лет, в 2006 году, на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президент России показал своему американскому коллеге Джорджу Бушу свою первую машину. Тот, увидев чудо советского автопрома, испытал настоящее потрясение. Буш вопрошал: «Неужели это машина, а не садовая тележка?» На что Путин ответил: «Теперь, ты понимаешь, Джордж, как непросто после таких машин строить демократию».

Путин пригласил Буша прокатиться на ретро-автомобиле. Но американский президент отказался. Может, вспомнил, как много лет назад в Кэмп-Дэвиде блестящий водитель, он же глава СССР Леонид Брежнев промчал президента Ричарда Никсона с такой умопомрачительной скоростью, что он уже мысленно прощался с жизнью…

Привет из Италии

«Запорожец», разумеется, был сделан в Запорожье — на заводе «Коммунар». У этой модели — «ЗАЗ-965» — итальянские корни. Ближайший «родственник» запорожского авто — «FIAT 600», разработанный знаменитым конструктором Данте Джакозой.

В одном из итальянских фильмов герой знаменитого Альберто Сорди гордо говорит отцу: «Папа, я купил машину!» Глава семейства выглядывает в окно и видит тот самый скромный «FIAT». Папаша презрительно усмехается: «Нашел, чем хвалиться. Такую же купил сын дворника…»

Джакоза трудился на миланском автозаводе еще со времен Муссолини — с 1936 года. Его первая машина — «FIAT -500а», прозванная в Италии «Тополино» — «Мышонком». Он был одним из самых популярных довоенных европейских автомобилей.

После Второй мировой войны Джакоза стал главным инженером FIAT и занимал этот пост более четверти века. В 1966 году при его участии была создана модель «124», завоевавшая титул «Автомобиль года». Она стала прототипом первых советских «Жигулей».

Чудеса техники

Для создания «Запорожца» из Горького — ныне Нижний Новгород — был приглашен Юрий Сорочкин. Это был известный, талантливый конструктор. Во время Великой Отечественной войны он работал над созданием танка Т-80. За этот труд Сорочкин был награжден Сталинской премией, которую передал в Фонд обороны страны.

Под его руководством была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Машину ГАЗ-55 назвали «фронтовой неотложкой».

Работая над «Запорожцем», Сорочкин и его команда изменили многие конструктивные узлы итальянской модели. Новый автомобиль отличался хорошей проходимостью, был прост в эксплуатации, его двигатель не перегревался, стоя в пробках. К достоинствам «Запорожца» можно было отнести и экономичный расход топлива — четыре с половиной литра на сто километров пробега.

Но у машины оказалось немало недостатков. Двухдверный кузов затруднял посадку на задние сиденья, а шумный и слабый мотор не позволял развивать высокую скорость. У «Запорожца» был тесный салон и маленький багажник, расположенный, вопреки автомобильным традициям, впереди. Мотор же, наоборот, располагался сзади. Чудеса!

Однако народ в то время был неприхотливый. К тому же советские автовладельцы были так рады долгожданному приобретению, что закрывали глаза на все неудобства. Главное автомобиль свой, родной. В три раза дешевле «Волги»!

Но все это было потом. За несколько месяцев до пуска в серию «Запорожец» показали первому лицу СССР. Прямо в Кремле. Хорошо, что не на Лобном месте…

Похвала первого лица

Хрущеву докладывали о «Запорожце» чуть ли не год назад, в пятьдесят девятом. Поэтому 18 июля 1960 года глава государства, увидев необычной формы машину, недовольно спросил: «Вы что, его на волах везли?!»

Повисла напряженная пауза. Потом слово взял Сорочкин. Его подробные объяснения несколько сгладили ситуацию. Хрущев перестал хмуриться и пожелал прокатиться на новой, странной на вид малолитражке. За характерный силуэт автомобиль в народе прозвали «горбатым»…

О том, с каким трудом первый секретарь ЦК КПСС водружал свое массивное тело на заднее сиденье миниатюрного салона, история умалчивает. Говорят, эту волнующую сцену запечатлели кремлевские фотографы. Но народу эти снимки не показали. Сами понимаете, почему…

Но Никита Сергеевич справился с нелегкой задачей. Устроился на сиденье, отдышался и скомандовал: «Вперед!»

Сорочкин, севший за руль, от напряжения взмок — опасался, как бы не подвела машина. Проехали метров двести по просторам Кремля. Мотор дышал ровно, без перебоев.

Но Хрущев захотел покататься еще — теперь уже на переднем сиденье.

Мотор снова не подвел. А Хрущев уже улыбался.

Второй экспериментальный «Запорожец» испытывал лично Председатель Президиума Верховного Совета Брежнев. Прокатился и тоже

заулыбался. Сорочкин перевел дух — самое страшное было позади.

Хрущев похвалил конструкторов, рабочих: «Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся». И тут же в Кремле определили цену новой машины — 18 тысяч рублей.

Много это или мало? Много, если учесть, что средняя зарплата в СССР тогда была 700−800 рублей. И все же автомобиль был доступным, поскольку «стоять» в очереди на «Запорожец» приходилось года три-четыре. За это время люди собирали — по родным, по знакомым — нужную сумму.

Через два дня после демонстрации «Запорожца» в Кремле «Правда» напечатала материал о новом советском автомобиле. Разумеется, хвалебный…

Машина, дарящая счастье

В 1963 году на экраны Советского Союза вышла комедия «Три плюс два». Лирическая лента с молодыми, симпатичными героями, приехавшими на отдых. Трио мужчин прикатили на «Волге», дамский дуэт — на машине украинского автозавода. Ветеринар Рома, которого сыграл Андрей Миронов, глядя на автомобиль, презрительно бросил: «Консервная банка системы «Запорожец».

«Новой марки?» — спросил его друг, дипломат Вадим. «Старье!» — отвечал Рома.

Но в то время модель «ЗАЗ-966», которая снималась в фильме, была еще в проекте. Получается, что создатели картины немного поторопились. Впрочем, это не так важно…

Главное, что женщины, приехавшие на «Запорожце» в том фильме, возможно, обрели свое счастье. Но такое бывало и в реальной жизни. Одна моя экстравагантная знакомая очень хотела выйти замуж и… купила «Запорожец». Ее машина то и дело ломалась в дороге, а потому дама была вынуждена взывать о помощи. Желающих подсобить ей мужчин оказывалось столько, что на дороге порой выстраивалась целая вереница автомобилей…

В конце концов, моя знакомая вышла замуж. Кажется, за отменного автомеханика. И, по-моему, счастлива…

Тысяча бутылок водки

«Запорожец», несмотря на все огрехи и смешной вид, стал всенародным любимцем. Что не мешало этому самому народу наградить машину массой ехидных прозвищ — «Запор», «Кругленький», «Чебурашка». Автомобили разных модификаций звали «горбатым», «ушастым», «мыльницей». Еще одна кличка — «еврейский броневик», вероятно, подразумевала национальность его конструктора.

Острословы говорили: «Брошу пить, куплю машину!». Дело в том, после деноминации 1961 года машина стала стоить 1800 рублей. Эта сумма равнялась стоимости тысячи бутылок водки (поллитровка стоила 1 рубль 80 копеек). Уже потом цена машины стала расти.

Пока в СССР шутили над «Запорожцем», за границей к нему отнеслись очень серьезно. Попросили продать партию автомобилей, потом еще одну. В общем, Запорожский завод несколько лет выпускал экспортный, более комфортабельный вариант автомобиля — ЗАЗ-965А «Ялта». Существовала даже праворульная версия «Запорожца». Вот такой ответ критикам популярной машины.

Для водителей-рыболовов

В 1969 году, после выпуска трехсот с лишним тысяч машин «ЗАЗ-965» и «ЗАЗ-965А», а также специальных вариантов для инвалидов и почтальонов, «горбатого» сняли с производства.

Начался выпуск других моделей. В них уже не было такого «шарма», как в первом, дебютном «Запорожце». Но и в новых модификациях порой таились сюрпризы. К примеру, пассажир переднего сиденья автомобиля «ЗАЗ-968» обнаруживал под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков британского автомобильного шоу «Top Gear» его ведущий Джереми Кларксон сообщил, что когда «Запорожец» останавливался на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и… ловить рыбу. Какая еще машина может гарантировать такое удовольствие? Впрочем, может, это была лишь шутка?

Второе поколение «Запорожцев» выпускалось до 1994 года. Но еще больше десятка лет Запорожский автозавод выпускал ЗАЗ-1103 «Славута». Это был последний потомок «ЗАЗ-965».

Однако до сих пор старенькие «Запорожцы» можно встретить на дорогах Украины и России. В этом есть своеобразный символ — когда-то народы двух братских республик трудились вместе, создавали полезные и нужные вещи. Возвратится ли то время?