Завершающийся год оказался щедрым на случаи ужесточения законодательных актов для собственников жилых помещений и увеличение финансового бремени их содержания. Но, похоже, год наступающий имеет все шансы стать более запоминающимся в этом отношении. Несколько неоднозначных инициатив для примера.
1. За лишние метры социальную помощь давать не будут
Министерство труда и социальной защиты разработало проект методических рекомендаций, которые предполагается использовать при определении критериев нуждаемости граждан, обращающихся за социальной помощью. Они, в частности, предписывают сотрудникам соответствующих ведомств отказывать гражданам в поддержке, помимо прочего, в тех случаях, когда конкретно у обращающегося или членов его семьи имеется в собственности:
- в общей сложности 2 или более жилых помещения (или доля в недвижимом имуществе), при условии, что их совокупная площадь превышает региональный соцнорматив в полтора раза;
- земельный участок с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (за исключением многодетных семей);
- одно или несколько судов, зарегистрированных в одном из соответствующих реестров;
2. Из единственного жилья сделают коммуналку
Министерство юстиции заявило о разработке законопроекта, призванного одновременно защищать конституционные прав кредиторов на взыскание долга, а должников — на жилище. Он предполагает внесение определенных изменений сразу в два кодекса — Гражданский процессуальный и Семейный, а также Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Вкратце суть проекта такова: если размеры имеющегося в распоряжении несостоятельного плательщика по кредиту единственного жилья явно превышают «достаточный для удовлетворения разумной потребности в жилище» уровень, то в этом случае в его составе можно выделить «излишнюю» долю для реализации в счет погашения долга. Конечно, с «гарантией сохранения необходимых для нормального существования условий». Проще говоря, если у должника нет постоянного источника дохода или банковских счетов и иного имущества, на которое можно обратить взыскание, то часть его квартиры или дома могут продать другому лицу, что фактически превратит объект в обыкновенную «коммуналку».
Напомним, в настоящее время в целях обеспечения возврата долга судебным приставам-исполнителям разрешается накладывать арест на единственное жилье должника, но реализовывать его в счет погашения кредита они не имеют права. Предлагаемую же новеллу многие представители экспертного юридического сообщества считают логичным продолжением этой меры.
3. Платить за коммунальные ресурсы придется в разы больше
Да, в настоящее время большинство экспертов и аналитиков, а также чиновники разного ранга (в том числе — замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев) утверждают, что в следующем году тарифы на услуги ЖКХ в среднем по стране поднимутся максимум на 5%, да и то не ранее 1 июля. Но так ли это на самом деле?
Во-первых, уже с 1 января 2017 года в законную силу вступает Постановление Правительства РФ от 29 июня 2016 г. N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». А оно предусматривает увеличение повышающего коэффициента до значения 1,5 при расчете платы за коммунальные услуги для собственников тех квартир, в которых не установлены приборы индивидуального учета потребления ресурсов.
Во-вторых, уже в весеннюю сессию депутаты Государственной Думы могут одобрить принятый в первом чтении 16 декабря с.г. проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О теплоснабжении“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» (в обиходе — так называемый «закон об альтернативных котельных». Его реализация приведет к тому, что на региональных рынках услуг ЖКХ появится некая Единая теплоснабжающая организация, которая будет выступать в роли единого закупщика и поставщика тепловой энергии. При этом расценки на нее становятся договорными, а государство избавит себя от необходимости регулировки всех тарифов в этой сфере, сохранив за собой только прерогативу определять исключительно их допустимый верхний предел.
По оценкам специалистов, внедрение данного закона приведет к тому, что итоговые суммы за потребляемое тепло в квитанциях плательщиков изменятся мало того, что неравнозначно, так еще и гораздо больше, чем анонсируемые 5%. Так, ряд экономистов-аналитиков предполагает, что, например, в Омске и Нижнем Новгороде рост тарифов составит более 60%, а в Казани — порядка 78%.
Также эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства полагают, что в наступающем году платежи за содержание и ремонт общедомового имущества, хоть и пополнятся новыми строками расхода (туда, в частности, переместятся начисления за общедомовые нужды при потреблении воды и тепла). Вместе с тем с 1 января 017 года становится возможным проведение общих собраний собственников жилых помещений в заочной форме, с использованием до настоящего времени толком не отлаженной системы ГИС ЖКХ (согласно требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»).
Принимая во внимание убеждения специалистов по компьютерной безопасности в том, что при желании любая виртуальная система в принципе легко превращается в огромное пространство для манипуляций с данными, с большой долей вероятности можно предположить, что некоторым управляющим компаниям будет сложно избежать соблазна скорректировать итоги таких собраний в своих интересах, ведь именно путем голосования устанавливаются тарифы в этом кластере коммунальных платежей.
http://vdv40.ru