Подать объявление

Официальный блог vdv40.ru

Глубокое погружение. Почему мы неправильно боремся с бессоницей

Современный человек привык пренебрегать сном. Это неудивительно, учитывая, что во время сна он вроде бы ничего не делает и, получается, это время теряет. Когда нам нужно – мы спим, когда необходимо бодрствовать – боремся с сонливостью, выпиваем по нескольку кружек кофе. В результате огромное количество людей по всему миру страдает от бессонницы и хронического недосыпа. Они пытаются помочь себе лекарствами, но достаточно ли их одних, чтобы вернуть человечеству сон? И вообще, что такое настоящий, глубокий сон? На эти вопросы отвечает в своей статье на Aeon психолог и специалист по сну из Аризонского университета (США) Рубин Найман. Slon Magazine пересказывает основные его мысли.

5f00744cf67cace9ca2d18a5e6c113a7.png

С 1999 по 2010 год в США количество диагнозов "бессонница" выросло а 266%, а выписанных для ее лечения рецептов – почти в четыре раза. С 1998 по 2005 год количество американцев, которые спят менее шести часов в день, выросло на треть (с 12% до 16%). Ставший нормой хронический недосып пагубно сказывается на нашем самочувствии, работоспособности и моральном состоянии. Нехватка сна может спровоцировать развитие хронических воспалений, которые способны привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, нейродегенеративным расстройствам, аутоиммунным заболеваниями, диабету, ожирению, раку и депрессии, объясняет Найман.

«Сон больше не является чем-то интимным, трансцендентным и романтичным. Он – лечебный, приземленный и прагматичный». Индустриальная революция перевернула отношение человека ко сну, рассказывает Найман, и его стали воспринимать как врага цивилизации. Сон приручили и поставили на службу человеку: мы готовы с легкостью пожертвовать сном – поставить будильник пораньше или лечь позже. Главное – успеть сделать днем все, что мы задумали. Но, возражает ученый, вряд ли бы вам пришло в голову ограничивать будильником другие естественные процессы (например, прием пищи или секс). Почему же ко сну у нас другое отношение?

Зацикливаясь на длительности сна, мы упускаем что-то более важное. Цифры не передают сущность понятия, предостерегает Найман, равно как число калорий не определяет качество продукта. Мы думаем, что лекарства способны помочь побороть бессонницу. Сон видится нам чем-то подобным спорту, стрессу и диете, которые мы можем регулировать. При этом снотворные, объясняет ученый, не лечат бессонницу, а только справляются с ее симптомами.

Они вызывают привыкание, и в результате человек все равно оказывается неспособным спать самостоятельно.

Бессонница – это результат гипервозбуждения. В таком состоянии человек находится как меж двух огней: с одной стороны, необходимость бодрствовать, с другой – нарастающая тяга ко сну из-за недосыпа. «Неудивительно, что гипервозбуждение связано с депрессией, одним из компонентов которой является постоянное ощущение, что ты в тупике», – объясняет Найман. Основной причиной нашей тяги к бодрствованию он считает wakism (уэйкизм, от англ. wake – просыпаться).

Уэйкизм подразумевает то, что мы осознаем свое Я только в контексте того мира, который видим наяву. Жизнь для нас начинается с того момента, когда мы просыпаемся. Мы по-прежнему слабо представляем себе, что именно значит глубокий сон, и поэтому осознаем его через отрицание: он происходит, когда мы не бодрствуем, он не быстрый (а именно в течение фазы быстрого сна мы видим сны), и мы не просыпаемся сразу после него, объясняет Найман.

Зацикленность на моменте, когда человек просыпается, затмевает наше понимание сна как такового, а также понимание своего глубинного Я. Оно, по мнению ученого, проявляется именно во сне.

Для того чтобы пробудить в себе свое глубинное Я и, соответственно, настоящий сон, нужно проникнуться смирением. Именно оно, считает Найман, поможет человечеству побороть «эпидемию бессонницы». Переход в состояние смирения для нашего тела – то же, что и неизбежная турбулентность для самолета во время посадки. Оно не очень приятное, но бояться его не стоит: нужно просто перетерпеть состояние трясучки от распирающих нас эмоций и воспоминаний. После того как вы расслабитесь, нужно полностью отдать свое сознание сну – забыться и дать волю своему глубинному Я.

Все это совсем не просто, тело будет сопротивляться, но ему можно помочь, следуя здоровой диете, оберегая себя от стресса и занимаясь физической нагрузкой. Раздражающие факторы будут и снаружи – взять хотя бы свет, который действительно мешает спать. Современные города почти не знают настоящей темноты, а ведь избыток света подавляет выработку «гормона сна» мелатонина. Поэтому страдающему бессонницей может понадобиться искусственно принимать мелатонин. Не стоит также пренебрегать утяжеленными одеялами. Они создают эффект «пеленания для взрослых». Это, по словам Наймана, действительно помогает телу настроиться на крепкий сон: «Речь не о том, чтобы спать как на облаке. Речь о том, чтобы спать мертвым сном. Чтобы хорошо заснуть, тело нужно правильно уложить».

Спать – это настоящее искусство и наслаждение. Сон – не средство добычи энергии для существования днем, а часть жизни, когда наше Я тоже существует, но в глубинном своем варианте. То, что мы сейчас считаем своим Я, по определению не умеет спать, поэтому не стоит идти у него на поводу.

Современному человеку следует пересмотреть свое отношение ко сну и перестать думать только о жизни после звонка будильника. Только тогда, как считает Найман, мы сможем эффективно справляться с бессонницей.

http://vdv40.ru