Подать объявление

Официальный блог vdv40.ru

Гусарский напор: бесстрашны в бою, неудержимы в «амурах»

Их любили и власть, и народ. А они любили Россию больше жизни.

5eb9aedeaddf4cfb778eff9124eac132.jpg

Гусар в России всегда любили. Тех, что «всё могли» и на поле брани, и в мирной жизни, легко покоряя сердца, как барышень, так и зрелых дам. «Гусары» были и в СССР — к числу таковых причисляли у нас галантных красавцев, с манерами и со вкусом к жизни. Им посвящали песни (бард Александр Галич, например) и кинофильмы («Гусарская баллада», «Эскадрон гусар летучих», «Сватовство гусара»). О них грезили юные девы в своих мечтах о прекрасном принце. А кто они вообще такие — откуда взялись на нашей земле? И почему количество анекдотов, посвященных им (вспомним незабвенного поручика Ржевского), уступает разве что тем, в которых главный герой начдив Чапаев?

Попыткой ответить на эти вопросы стала открывшаяся на днях в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи выставка «Умри, гусар, но чести не утрать!», рассказывающая об истории, традициях, военных подвигах и быте русских гусар на протяжении трех столетий.

И приуроченный к ней первый отечественный фестиваль, посвященный представителям данного рода войск. Он стартует в Петербурге 21 августа.

Сначала, однако, стоит сказать, что родоначальниками этих войск считаются венгры. В 1458 году их король Матьяш Корш приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Причем, исключительно из ополченцев-дворян. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей. От венгерского husz («двадцать») и ar («подать») и пошло слово «гусар».

В России подобные войска появились в первой четверти ХVII века при царе Михаиле Федоровиче, деде Петра Первого. По времени мы стали третьими в мире после Венгрии и Польши, обзаведясь гусарами. А по их известности в Европе превзошли знаменитых прусских гусар времен Фридриха Великого.

Первые гусарские «шквадроны» состояли в России из завербованных немцев и поляков. При Петре Первом гусарские полки формировались из австрийских сербов. Во времена Анны Иоанновны в них начали вербовать выходцев из различных стран — сербов, венгров, валахов, а также грузинских дворян — чтобы сделать их «иррегулярными пограничными войсками». В коротком царствовании регентши Анны Леопольдовны,заменявшей на троне малолетнего сына Иоанна, 5 гусарских полков быстро превратились в сборище «разноплеменной толпы авантюристов», которые приносили больше вреда, чем пользы.

И только Екатерина Великая своей жесткой рукой сумела так выстроить гусарские части, что они, во-первых, стали почти полностью состоять из русских офицеров, а, во-вторых, зачислялись в них только «зело малые честные да образованные». Сформированный ею гусарский эскадрон отличался, говоря современным языком, большой мобильностью и оперативностью. Некоторые историки считают, что именно в те времена зародилось известное ныне словосочетание «эскадрон гусар летучих». И именно тогда стали появляться среди гусар представители интеллектуальной элиты эпохи, для которых честь была превыше жизни.

Своё веское слово о «кавалеристах и гуляках, кутилах и франтах», каковыми слыли в народе гусары, сказал Павел Первый. Считается, что он автор знаменитого выражения «гусары денег не берут». Дело было так. Сестра известного богача Павла Демидова вышла замуж за генерала Лаврова, картёжника и пьяницу. Тот не уделял жене должного внимания, потому красивая и богатая женщина завела романы сразу с тремя офицерами конно-гвардейского полка. Она была так довольна их «галантным обхождением», что выдала каждому по векселю на 30 тысяч рублей. Генерал Лавров, проверяя как-то ведение своих финансовых дел, обнаружил запись о векселях. При этом возмутил его не сам факт супружеской измены, а сумма, выплаченная любовникам. Глазам своим не веря, он решил, что жена выдала каждому по 3 тысячи рублей, а те совершили подлог, приписав по нулю.

По его заявлению Сенат рассмотрел дело о мошенничестве и приговорил офицеров к разжалованию и тюремному заключению. Они, однако, упорно твердили, что векселей не подделывали. Император не утвердил решение Сената, велев пересмотреть дело в полковом суде. Тут-то вся правда и выяснилась. Генеральша сказала, что любит каждого из трёх офицеров, и подарила им именно по 30 тысяч рублей. А муж её — лжец! Полковой суд снял с офицеров обвинение в подлоге, позволив им и дальше нести службу в конногвардейском полку. Но тут уже не согласился Павел I, вынеся собственный вердикт: «Со службы уволить. Офицерам не подобает брать деньги за любовные утехи».

Среди экспонатов новой выставки в Музее артиллерии — головные уборы гусарских полков. Это киверы, доломаны, шапки, кепи и т. д. Не зря Козьма Прутков говорил: «Если хочешь быть красивым — поступай в гусары!». Здесь же и неизменный атрибут снаряжения гусара — плоская сумка «ташка», изначально предназначавшаяся для хранения карабинных патронов, но со временем её стали носить больше как украшение. Представлено и оружие.

В частности, сабли разных образцов. На широком клинке одной из них — роскошная гравировка со сценами подавления польского восстания 1863 г. На другой стороне клинка красуется надпись: «На тя, Господи, уповахом. Да не постыдимся во веки». Пользовались гусары и огнестрельным оружием.

В их распоряжении было два седельных пистолета. Кроме того, они были вооружены карабинами.

Дополняют выставку живописные полотна, рисунки, литографии и фотографии, изображающие знаменитых гусар. Первый среди которых — легендарный Денис Давыдов, полковник лейб-гвардии Гусарского полка, герой Отечественной войны 1812 года. А кроме того прекрасный поэт. Ему во многом обязана Россия, что гусарство стало частью национального менталитета. «Гусар! Ты весел и беспечен/…Пиров и битвы гражданин», — писал он.

О Давыдове легенды слагали ещё при его жизни. Но не один он был таковым. Среди последних гусар России (в полном смысле этого слова) —Лев Аркадьевич Панаев. Герой Первой мировой войны, ротмистр прославленного 12-го гусарского Ахтырского полка. В 1916 году за отличие в бою, во время которого он повел эскадрон в атаку, несмотря на ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь противника, Панаев высочайшим приказом был награжден золотым георгиевским оружием — драгунской шашкой. Спустя год, во время боя в Галиции, он был убит наповал и посмертно стал третьим в семье кавалером ордена Георгия 4-й степени. Ему не исполнилось в ту пору и тридцати трех лет.

«Три сотни побеждало — трое!/Лишь мертвый не вставал с земли./Вы были дети и герои,/Вы всё могли», — воспевала гусар поэт Марина Цветаева.

Они это заслужили.

http://vdv40.ru